Рост Империи в игре Mount and Blade 2 Bannerlord неизбежно требовал расширения ее границ. Век назад ее границы на востоке оказались в непосредственной близости от центра континентальной части, поблизости от Великого моря трав. Полководцы не сочли эти приграничные земли существенными для своих планов. Отсутствие обработанных пахотных угодий делало их бесполезными для развития. Вместо расширения восточных территорий, Империя устремила свои интересы на торговые города, расположенные в степной зоне. Эта область недавних завоеваний была более перспективной для получения средств на содержание легионов. Кочевые племена, живущие по соседству, не были сочтены серьезной угрозой. Они были слишком разрознены. Имперские вельможи даже не старались разобраться в количестве народностей. О том, что существуют хузаиты, аркиты, кергиты, начаганы, каракергиты вспоминали лишь в моменты, когда нужно было устроить локальный междоусобный конфликт или устранить неугодного хана.
Войска Кузаитов
Жители степных земель прекрасно понимали, что Империя воспринимает их лишь в роли пешек на собственной шахматной доске. Но привычное стремление обойти соседа, стремление к первенству и главенству превращали борьбу за очередной громкий титул или денежное вознаграждение в повод для очередного следования ее планам. Степняки все так же служили Империи, не воспринимая всерьез ее амбиции на всеобщее господство. В основном их контакты с оседлыми соседями ограничивались сферой торговли, короткими набегами с целью грабежей да «охраной» проходящих по территории кочевников караванов с грузом. Все изменилось 2 поколения назад. Кочевники внезапно осознали, что закрепление западных границ стало чересчур глобальным. Новые кланы отправились осваивать территории соседей, получая свежие пастбища для своих животных. Перемены не понравились тем племенам, которые уже жили на границе с Империей, поставив их в уязвимое положение. Чтобы справиться с ситуацией, кочевники впервые объединились под предводительством Уркуна. Этот представитель народа khuzait стал тем лидером, который смог нанести серьезный удар по имперским территориям, пока легионы, опьяненные легкими победами, были беспечны. Захватив торговые города, новоявленная конфедерация объявила о создании нового каганата. Его правителем, ожидаемо, стал Уркун.
Теперь уже кочевники, собравшие могучую конницу, правили торговыми городами и поселениями, устанавливая для них плату и решаю судьбу новых земель. Вместо межклановой борьбы степняки, под предводительством нового лидера, превратились в весомую силу, не отвлекающуюся на мелкие ссоры. Все войны велись консолидировано, но постепенно бремя государственности стало тяготить свободолюбивые племена. Сегодня Кузаитский каганат по-прежнему находится в руках наследников великого Уркуна, но за главный символ власти — знамя о девяти конских хвостах, ведется внутриклановая борьба.
Своим появлением в игре кузаиты обязаны степным племенам Центральной Азии, ставшим их историческим прототипом. Великая империя Чингиз-хана тоже создавалась всего одним харизматичным лидером, сумевшим из изгнанника стать полководцем, которого боялся весь континент. По своей структуре Кузаитский каганат во многом схож с Монгольской империей. Но, как и в Золотой орде, не являвшейся мононациональным государством, здесь использован собирательный образ степняков, состоящий из хазар, тюрков, половцев, населявших отдельные регионы Центральной Азии.
Покоряя другие народы, завоевывая новые территории кочевники впитывали их традиции и обычаи. Это привело к тому, что правители монгольских и тюрских ханств все больше стали походить на персидских и китайских властителей, имевших имперские амбиции задолго до усиления власти степняков. Впрочем, о своих корнях вольные кочевники никогда не забывали. Так, правитель Уйгурского каганата, возведя роскошный дворец на его крыше построил традиционную юрту для себя. Сделанные из войлока мягкие стены казались ему более уютными, чем каменные своды. В поселениях кузаитов в игре «Баннерлорд» это тоже ощущается. Так в сюжете появились каракергиты — те, кто продолжает жить обособленно, по заветам предков, а не по велению каганата.
Лучники Кузаитов
Основную славу кузаитское войско снискало благодаря лучникам, на полном скаку способных поразить цель. Но даже высокая мобильность бесполезна в тесной схватке с врагом. Решающие схватки хузаиты всегда проводят в рукопашную. Это и делает управление конными лучниками таким интересным — и со стратегической, и с практической точки зрения.